Немного важного о воспитании

Опубликовано:
Автор:

Новорождённые везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это — результат воспитания.

Сюнь-цзы

Определение воспитания

Изначально слово «воспитание» имело простое и понятное определение. Со временем определение становилось менее понятным, а потом оно стало абстрактным и перестало что-то прояснять.

В толковом словаре Даля сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего... в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно...».

По определению русской универсальной энциклопедии ЭСБЭ (в редакции 1892 года) воспитание детей «есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребёнка, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле».

В современной педагогике под воспитанием понимается «... деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребёнка, вхождению ребёнка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека».

В современной психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; ... воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду».

В Википедии воспитание рассматривается как «процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни».


В этих определениях можно наблюдать, как от понятного определения «обучать всему, что для жизни нужно...» произошёл приход к неоднозначным формулировкам «... жизни, достойной Человека» или «подготовки к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни». Следует также обратить внимание, что воспитание по Далю направлено на благополучие человека (подготовка человека к жизни), а в современном мире — на благополучие общества (вписывание человека в жизнь).

Есть большие сомнения, что в современном мире это слово правильно понимается и имеет важное значение.

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей.

Г. Гегель

 

Большинство общепринятых определений описывают воспитание как процесс (деятельность, обучение, наставление), игнорируя воспитание как характеристику. Я полагаю, никто не будет спорить что важнее не то, что человека обучали математике, а то, что человек способен решать сложные математические задачи. Даже в песне поётся: «Даром преподаватели время со мною тратили...».

Воспитание — это необходимые для жизни знания, навыки и опыт, которые позволяют человеку содержать и защищать себя; сохранять своё здоровье; адаптироваться в обществе; полноценно развиваться и в полной мере реализоваться; прожить полезную и по возможности счастливую жизнь.

Такое определение не лишено недостатков и требует некоторых пояснений, но оно не является абстрактным и пригодное для оценки.

Современное воспитание

Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодёжи.

Аристотель

Современное воспитание не выдерживает критики, потому что преследует другие цели. Современный мир преследует цель деградации общества, поэтому не развивает людей, а развращает* их. Современные люди не дисциплинированы, неуважительны, эгоистичны, не образованы.

* Развращать — совращать с пути истины; искажать умственно, лжеученьем, или нравственно, склоняя на распутство, на дурную и преступную жизнь.

Воспитание в современном обществе (если в этом случае применимо слово «воспитание») преследует цель создания не творца, а потребителя; не осознанного гражданина, а легко управляемого человека без воли. Об этом в Российской Федерации открыто говорят высокопоставленные чиновники и влиятельные бизнесмены.

Уместно отметить, что воспитательных учреждений не существует вовсе. Кто и где должен заниматься воспитанием? Раньше воспитанием занималась школа (как основной элемент единой государственной системы), теперь школа не является таким учреждением и не справляется даже с образованием.

Современное воспитание — это неорганизованный, произвольный и скрытый процесс, направленный на сдерживание полноценного развития человека. Современного человека воспитывают СМИ, маркетинг и невоспитанные люди — руководствуясь только извлечением из этого прибыли.

Важное в процессе воспитания

Воспитание — это наука, обучающая наших детей обходиться без нас.

Э. Легуве

Каким же должен быть процесс воспитания человека? Это сложный философский вопрос, но я люблю простоту. Давайте рассмотрим процессы воспитания животных в дикой природе, я склонен считать, что человек можем позаимствовать у животных многое.

У высших животных процесс воспитания достаточно сложен, он включает в себя помимо передачи определенных навыков адаптации в окружающей среде также и навыки коллективного поведения (в стаде или стае).

Процесс воспитания человека тоже должен включать в себя и развитие навыков адаптации в окружающей среде (в обществе), и навыков коллективного поведения. Вопрос лишь в том обладаем ли мы такими навыками и понимаем ли, что в действительности представляет из себя наше общество и какие его истинные ценности.

У высших животных важнейшим элементом воспитания является совместная игра детей и родителей. У многих хищников игры более сложные, они включают элементы тренировок с разделением ролей, необходимым для успешной совместной охоты.

Ничего подобного у человека не наблюдается. Человек исключил этот важнейший элемент из процесса воспитания. В результате наши дети нуждаются в постоянной опеке и испытывают серьёзные психологические проблемы, вступая во взрослую жизнь. Отсутствие совместных занятий приводят к тому, что миры взрослых и детей несовместимы: дети не принимают взрослых, взрослые не понимают детей.

Отсутствие надлежащего воспитания, невоспитанность зачастую приводит в дикой природе к негативным последствиям, вплоть до гибели особи.

Главное уже сказано. Только почему мы не уделяем этому должного внимания? «Учёные мужи», как всегда, скрасили формулировку:

Отсутствие должного воспитания приводит к задержке умственного развития, искажению формирования социально-необходимых для жизни в человеческом обществе ролей.

Предлагаю перефразировать и сказать всё прямо, как есть:

Отсутствие у человека надлежащего воспитания приводит к негативным последствиям на протяжении всей его жизни и нередко является причиной преждевременной гибели.


Вернёмся к воспитанию человека. Воспитание человека — это сложный и длительный процесс, но мне он не представляется недостижимым. Если не поддаваться ложным утверждениям и либеральным тенденциям, то всё становится довольно просто.

Детство нужно для того, чтобы научиться быть взрослым!

Это означает, что ребёнка нужно не оберегать от всего, а знакомить его со всем. Ребёнка нужно знакомить со сложностями, опасностями, особенностями, многообразием жизни — демонстрировать неотвратимость последствий. Взрослые и дети должны проводить много времени вместе и не в праздных занятиях, а в бытовых, полезных, важных делах. Дети должны принимать участие в жизни взрослых, узнавая из чего взрослая жизнь состоит, как она бывает сложна и трудна. Всё, что в быту способен выполнять ребёнок, по возможности и по силам, должен выполнять ребёнок.

Только созидательный труд и примерная учёба воспитывают достойных людей.