Когда человеку не хватает силы жить, он просит ее у Бога. И те, кому Он помогает, становятся верующими. А остальным психологически проще объявить себя атеистами.
Клятва Гиппократа
Клятва Гиппократа — врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача. Принципы клятвы Гиппократа основываются на оригинальной версии, произнесённой перед Богом несколько тысяч лет назад.
Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакееей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство:
Считать научившему меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они хотят его изучать, преподавать им безвозмездно и безо всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это делать людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни пошёл, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Чтобы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.
Комментарии Хорькова И. М.
Смысл клятвы — помочь и не навредить, но между двумя этими гранями – белой и чёрной – в наше время существует много серого. Давайте рассмотрим эту клятву с современной точки зрения.
Главным образом, следует обратить внимание, что в то время клятва перед Богами имела совсем другую силу и смысл, чем сейчас. Тогда человек призывал Богов в свидетели и если он нарушал клятву, то его ждало такое, что лучше, об этом и не думать.
Приносить пользу больному в соответствии со своими способностями.
Лечить только тех людей, которым действительно сможешь помочь в соответствии со своей квалификацией.
Направлять режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.
Сообщайте руководству о грозящей больному опасности, но не переступайте своих этических границ. Если вы гастроэтеролог, то не вправе решать, получит ли пользу от химиотерапии больной раком.
Считать научившему меня врачебному искусству наравне с моими родителями.
Уважайте своих учителей и ищите пользующихся уважением специалистов, школы и программы.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла.
Тут, как говорится, комментарии излишни. Но хочу добавить. Лечение, будь оно в виде травы, звука, света, манипуляций, слов или предписываемых препаратов, не следует использовать без полного знания, оказываемого им действия.
Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и своё искусство.
Это означает, что вы значимы как личность. Ваша жизнь и мораль важны и не должны приноситься в жертву работе.
В какой бы дом я ни пошёл, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Во время лечения врач не должен вступать в сексуальные отношения с пациентами. А также не должен использовать своё умения для извлечения необоснованных доходов. То есть, заниматься обманом для получения прибыли.
Чтобы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Пациенты имеют право на сохранение тайны личной жизни.
В современной версии врачебной клятвы предписано также отказаться от выполнения того, что другие специалисты могут сделать лучше. Настоящие профессионалы отправляют пациентов к соответствующим врачам.
Клятва Гиппократа. Комментарии портала «диБит»
Всевозможные медицинские пособия оказались тщетными и только истощали вдовий кошелек.
Не знаю, что значила клятва во времена Гиппократа, но как исторический документ считаю ее очень ценной.
То, что клятва произносилась перед Богами, действительно могло иметь большое значение — если клятва нарушалась, Боги неотвратимо карали изменника. Очень жаль, что в современном мире клятва Гиппократа (врачебная присяга и прочее) всего лишь формальность и не несет за собой никакой ответственности.
Считать научившему меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах…
Важное обещание в мире индивидуального благополучия, потому что почёт и благодарность в таком мире не в цене и если не давать такого обещания, то знания могут навсегда утратиться (лечить будет некому).
… его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они хотят его изучать, преподавать им безвозмездно и безо всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Свидетельство сокрытия важного знания. Врачебные знания передавались только по наследству и ограниченному кругу лиц. Хотя формулировка не совсем однозначная, другое толкование затруднительно.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла…
Как и в современном мире, отрицается объективная необходимость избавить человека от мучений неизлечимой болезни или при неспособности ухаживать за собой. Видимо, это всегда было важным, чтобы все изувеченные люди (нередко изувеченные самим «обществом») мучались как можно дольше и страшнее.
Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и своё искусство.
Уже сама клятва заставляет усомниться в этом.
Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это делать людям, занимающимся этим делом.
Можно утверждать, что человек делающий хирургические операции на внутренних органах, не являлся врачом, не давал клятвы — такой человек был просто «подмастерьем». Сложно представить какого уровня было в то время «врачебное искусство» и в чем оно вообще заключалось. Еще нужно отметить, что современные врачи не делают уколы, этим обычно занимаются медсестры, но это совершенно не означает, что врач не может этого делать или сделает это плохо.
В какой бы дом я ни пошёл, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всего намеренного, неправедного и пагубного…
Чтобы … я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Нужно поклясться, чтобы быть порядочным человеком, по-другому никак (ни во времена Гиппократа, ни в современном мире).
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена
Обязательно должна быть личная выгода, иначе как можно терпеть лишения и быть верным важному делу.
В заключении не могу не привести врачебную присягу Советского Союза, лишенную договорных обязательств и отражающую лишь суть самоотверженного советского Врача (и именно поэтому в Советском Союзе клятва Гиппократа не применялась).
Получая высокое звание врача и приступая к врачебной деятельности, я торжественно клянусь:
- все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества;
- быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, хранить врачебную тайну;
- постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики;
- обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по профессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи;
- беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали, всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед Народом и Советским государством.
Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь.